пар из ушей жар пот гнев стресс напряжение

«2020-й – самый необычный год за последние сто лет. По масштабу в охвате континентов с COVID-19 не сравнятся даже чума или «испанка». Паника охватила весь земной шар, и мы получили коллективный эффект, который можно назвать пандемией страха», - говорит ученый-нейрофизиолог, кандидат биологических наук Юрий Корюкалов.

Особенно сильно страх сковал многих из нас весной, когда враг, SARS-CoV-2, был еще совсем новым и незнакомым. «Люди сами ставили себе «ковидный» диагноз даже при минимальном повышении температуры или сразу после встречи с COVID-больным. В панику впадали даже самые бронелобые из нас – те, кто понимает механизмы развития страха», - рассказывает исследователь.

При этом уже доказано, что страх – враг иммунитета. Юрий Корюкалов перечисляет такие последствия:

- отрицательные эмоции неблагоприятно влияют на состояние слизистой, сосудов и защитных систем организма;

- паника и страх приводят к сужению и спазму сосудов. Из-за этого у людей сводит живот, нарушается ритм сердца, холодеют конечности и возникают панические атаки;

- у тревожного человека может возникнуть термоневроз. Так нейрофизиологи называют повышение температуры из-за нервного напряжения. «Хотя инкубационный период коронавирусной инфекции составляет минимум 3 дня, человек практически сразу после встречи с больным уже отмечает повышение температуры и убеждает себя в том, что заразился. Психосоматика в чистом виде».

- Когда человек действительно заболевает, страх подавляет защитные силы, и справляться с вирусом становится тяжелее, - продолжает эксперт. - Заболевший переживает, утомляется и плохо спит. На фоне усталости и недосыпа его общее состояние становится хуже, ведь во время сна организм восстанавливает свои силы.

Именно поэтому китайские медики так тяжело переносили вирус, считает ученый. Из-за страшных перегрузок они практически не спали и погибали не столько от COVID-19, сколько от ослабления иммунитета в силу переутомления и недосыпа. Организм «не вытягивал», не успевал восстановиться.

Кстати, есть данные, что люди, которые испытывают выраженные негативные эмоции, имеют более высокий биологический возраст по сравнению с «паспортным». То есть фактически быстрее стареют и зарабатывают «возрастные» болезни: сердечно-сосудистые, онкологические, нейродегенеративные.

Виноваты ли мы сами в том, что «накручиваем» себя, усугубляя состояние при болезни и мешая организму бороться с инфекцией? Не совсем так, говорит Юрий Корюкалов:

- Те, кто заболел, в самом деле испытывали большую слабость, головные боли, интоксикацию и одышку. Люди давно вылечились, а «память» о симптомах врезалась в миндалевидное тело, которое «запечатало» эти страхи. Избавиться от них тяжело. Даже у молодых людей после COVID-19 отмечают обострение проблем с суставами, неврологические осложнения, психосоматические последствия, панические атаки.