Две трети россиян, страдающих от психических расстройств, не получают необходимого лечения из-за страха перед общественным осуждением, сообщили в Российском обществе психиатров. «Твои проблемы — ерунда», «ты просто притворяешься», «забей на депрессию» — по словам пациентов, это лишь малый набор фраз, которые поступают в их адрес каждый день.
В России снижается число людей, страдающих душевными болезнями, — об этом говорит статистика Минздрава. По данным ведомства, под наблюдение врачей-психиатров в 2019 году поступили 58,7 тыс. человек — это в два раза меньше, чем 20 лет назад, когда их число превысило 120 тыс. человек, и на 20% меньше, чем в 2010 году (тогда в России зафиксировали 74,3 тыс. пациентов психоневрологических диспансеров). При этом в ведомстве отмечают: за прошлый год число людей, обратившихся за консультацией и лечением, составило 399 тыс. человек, и это тоже меньше, чем, например, в 2005 году, когда помощи специалистов искали 450 тыс.
Однако в Российском обществе психиатров в статистику не верят: здесь убеждены, что эти цифры составляют лишь одну треть россиян, действительно страдающих ментальными болезнями. Оставшиеся две трети не становятся на учет и не получают лечение из-за стигматизации, то есть навешивания социальных ярлыков.
«Считают, что таких людей две трети. В диспансерах, поликлиниках мы встречаем только одну треть пациентов с психическими расстройствами. В то время как две трети боятся приходить на прием», — заявил член общества, медицинский психолог, депрессолог и когнитивно-поведенческий терапевт Алексей Абрамов на основании опыта приема пациентов с ментальными болезнями.
По его словам, состояние пациентов с подобными недугами ухудшается из-за того, что общество навешивает на них клеймо «психов», а также не дает принять участие во многих социально важных аспектах жизни — в частности получить водительское удостоверение, устроиться на высокую должность и т.д.
«Из-за стигматизации огромное количество людей не получает адекватную, своевременную помощь. А это во многом определяет прогноз и характер течения заболевания. Если лечение не получают годами, то расстройство может стать хроническим. Есть такие случаи, когда люди по 20-30 лет страдают невротическими расстройствами. Стигматизация — это дискриминация и так не защищенных слоев населения, а также страх людей перед посещением учреждений для получения необходимой помощи», — подчеркнул медицинских психолог.
Руководитель отдела неотложной психиатрии и помощи Центра им. В.П. Сербского Анна Портнова призвала граждан с ментальными расстройствами, которые бояться осуждения, ходить к врачам конфиденциально. «Стигматизация может привести к ухудшению состояния здоровья, качества жизни. Всегда лучше пойти к врачу — сделать это можно конфиденциально. Таким образом есть вероятность сохранить работоспособность, продолжить карьеру и вести полноценную жизнь», — отметила психиатр.
Депрессолог Алексей Абрамов уверен: у дискриминации людей с психическими расстройствами есть три причины. Первая — историческая. «В советское время психиатрия имела карательную функцию. Диссиденты и люди, имеющие неугодные взгляды, попадали в поле зрения психиатра. Теперь на человека, который страдает любым психическим расстройством, смотрят искоса», — пояснил он.
Второй причиной стигматизации считается непонимание людьми ощущений, которые испытывают люди с психическими расстройствами. «Психические расстройства — это всегда качественно иное состояние физики. Поэтому человек, который ни разу не пребывал в состоянии, например, депрессии, не способен понять, почему человек не может выполнять даже простейшие вещи», — отметил эксперт.
При этом россияне, которые называют пациентов психодиспансеров «психами», сами могут страдать от подобных недугов, уверяет Абрамов.
«У нас в обществе преобладают люди, которые не состоят под наблюдением в психоневрологических диспансерах. Большая их часть имеют расстройство личности, что относится к психопатическому уровню расстройств, либо невротическую симптоматику, что относится к невротическому спектру расстройств. Получается, люди, которые сейчас подвергают дискриминации людей с расстройствами, через два-три года сами могут прийти к полноценному неврозу», — рассуждает депрессолог.