Новая технология избавления от лишнего веса — AspireAssist — вызвала немало споров. Внешне она и сложна и проста одновременно: в желудок пациента под наркозом вставляется трубка, которая через крошечный разрез выводится наружу, на поверхность живота, и закрепляется там порт-катетером. Следующие несколько месяцев примерно через 20 минут после каждого приема пищи человек прикрепляет к порт-катетеру дренаж и выливает значительную часть содержимого своего желудка прямо в унитаз.
Эта методика — самая свежая из минимально инвазивных, одобренных Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) для лечения ожирения. Из-за грубости метода эта новая лечебная стратегия показалась многим отвратительной, безрассудной и чуть ли не преступной. Ее противники отмечают, что по сути «аспирационная терапия» — это «медицинская булимия», а значит, расстройство пищевого поведения, просто избавление от содержимого желудка происходит не путем стимуляции рвотного рефлекса, а хирургически.
Специалисты считают, что в этой полемике отражается двоякое восприятие ожирения как биологического процесса: одни расценивают лишний вес как признак отсутствия силы воли, а другие — как многофакторное заболевание, обусловленное в том числе и генетически.
Неуклонный рост численности людей с избыточным весом и ожирение приобрел глобальные масштабы с середины ХХ века, во многом из-за индустриализации, которая способствовала малоподвижному образу жизни и постепенному увеличению количества высококалорийной пищи. Сыграли роль также продукты с высокой степенью переработки. Эти «подарки» цивилизации бьют по метаболическим тенденциям, которые складывались на протяжении тысячелетий в совершенно иных условиях: калорийная пища (а порой и пища вообще) была редкостью, и человек ел всякий раз, когда ему выпадала такая возможность — и организм усиленно усваивал всё, что в него попадало. Сейчас человек ест, когда захочет, или даже чаще, а организм по-прежнему всё усваивает.
Современные теории борьбы с ожирением ориентированы на ее медикализацию — то есть лечение в клинических условиях и строго под наблюдением медицинских работников. Эта концепция привела к появлению целого набора специализированных методов, помимо традиционных рекомендаций по диетическому питанию и физической активности, — медикаментозной терапии, бариартрической хирургии и т.д.
Но панацеи, несмотря на впечатляющее развитие медицины и медтехники, так и не изобрели: лекарства дают эффект, который часто оказывается куда более скромным и недолговечным, чем надо, а хирургические вмешательства приводят к осложнениям и дорого стоят. Соответственно, по-прежнему существует колоссальный запрос на методики, более эффективные, чем диеты и лекарства, но менее инвазивные, чем резекция желудка. К ним относятся желудочные баллоны, которые создают ощущение сытости и уменьшают количество потребляемой пищи, а также хирургическое формирование обходного рукава, радикально снижающего всасываемость питательных веществ. AspireAssist пополнила эту копилку. Все эти методики имеют общую основу — они базируются на понимании ожирения как механистической проблемы, требующей механического решения.
Тут важен еще один аспект: несмотря на пышный расцвет бодипозитива и рост числа страдающих ожирением людей во всем мире, избыточный вес все равно продолжает стигматизироваться — равно как и способы избавления от него, не связанные с применением силы воли. Ожирение представляется как внешний симптом определенного набора личностных качеств или их отсутствия, а страдающие им люди предстают недалекими чревоугодниками, неспособными к элементарному самоконтролю и физической активности. Те из них, кто худеет под ножом хирурга, продолжают подвергаться остракизму, потому что принято считать, будто это «легкий путь».
Поэтому неудивительно, что при появлении методики AspirAssist заголовки публикаций в СМИ о ней пестрели эпитетами типа «отвратительный» и выражениями в духе «нарушает естественные границы тела» или «бесцеремонно выворачивает физиологические процессы наизнанку». Химус — полупереваренная до состояния кашицы пища — представляется столь же противным, как Ведущий ночного ток-шоу Стивен Колберт заявил, что многие пациенты так привыкают к своим «дыркам в животе» (порт-катетерам), что хотят оставить их навсегда — хотя терапия предполагает строгое ограничение по срокам.